В этой статье Вы можете ознакомиться, что такое душа, какая иерархия бывает, что такое монада, как она себя проявляет, не зря говорят «Родственные Души». Так же будет на примере одной из конфессий рассмотрено, что такое круг сансары.
ДУША.
Существует множество способов определения и понимания души.
Для начала, к примеру, можно сказать, что душа — это посредник между воплощенной личностью на земле и монадой, или духом, на небесах. Для всех человеческих воплощений, вплоть до четвертого посвящения, душа служит наставником и учителем личности.
Однако в четвертом посвящении тело души, или каузальное тело, мистическим образом сгорает и душа возвращается наверх, в монаду, а ее цель и функция для всего множества реинкарнаций на протяжении веков завершается. Монада, или дух, теперь становится наставником и учителем души.
Материя — это средство выражения души на физическом плане, так же как на более высоком плане душа служит средством выражения духа.
Душа не является ни духом, ни материей: она является отношением между ними двумя. Она есть связующее звено между Богом и формой.
Душа — это одно из названий аспекта Христа.
Душа является также тем качеством, которое проявляет всякая форма. Она есть то неуловимое качество, которое отличает один элемент от другого. В мире растений она определяет, появится ли из земли цветок либо морковь. Ту же функцию выполняет душа и в животном мире. Все, что было сотворено, имеет душу.
Сознательная душа человека состоит во взаимосвязи с душами всех вещей. Она является неотъемлемой частью вселенской души.
Процесс контакта с душой начинается тогда, когда стремящийся впервые получает душевные впечатления; и затем душе все больше и больше позволяется брать под свой контроль тройственную личность.
Наконец, полное отождествление с душой достигается при третьем посвящении, которое называется слиянием с душой.
Интересно, что душа, или Высшее «Я», на самом деле обращает не так уж много внимания на воплощенную личность до тех пор, пока воплощенная личность не начинает обращать внимание на духовные проблемы.
Душа занята медитацией и другими вопросами служения. Но как только воплощенная личность начинает проявлять интерес, душа начинает играть очень активную роль.
То же можно сказать и об отношениях души и монады. Монада не обращает большого внимания на душу до момента третьего посвящения, когда начинает возникать монадический контакт.
Душу можно определить как притягивающую силу сотворенной физической вселенной, которая удерживает вместе все формы, чтобы Бог мог проявить и выразить Себя через них.
Физическое, эмоциональное и ментальное тела, составляющие личность, являются своего рода «одеяниями» души. В процессе духовной эволюции они становятся одеяниями монады.
Душа может быть описана как дитя Отца-Бога и Матери-Земли, которое пришло на Землю, чтобы раскрыть природу Бога, который есть любовь.
Душа также может быть описана как принцип разумности, который населяет все формы. В человеческом царстве этот принцип проявляется как мышление, обладающее способностью к анализу, различению и самоосознанию.
Душа, или Высшее «Я», как и личность, постоянно эволюционирует, то есть находится в процессе познания и роста.
Не все души находятся на одном и том же уровне эволюции. Одним из главных факторов, определяющих ход эволюции души, является то, что двенадцать расширений души делают в своих материальных воплощениях.
Некоторые считают, что душа является совершенной. Это не так. Она эволюционировала гораздо выше, чем воплощенные личности, но и она эволюционирует дальше.
То же можно сказать и о монаде — она эволюционирует на своем плане. Не все монады находятся на одном и том же уровне эволюции.
Некоторые из них эволюционировали выше, чем другие. Это, опять же, в большой степени зависит от того, что успели сделать их двенадцать душ и сто сорок четыре расширения душ в своих материальных воплощениях.
Здесь важно то, что люди как личности зависят от руководства ими их души и монады, так же как и их монада и душа зависят от них.
Работа стремящегося состоит в том, чтобы научиться рассматривать себя как душу, а позднее, в процессе Посвящения — видеть себя как монаду, дух, или Бога в воплощении.
Чтобы полностью это осознать, исключительно важно научиться видеть это и в других. То, что мы видим в других, — это в действительности просто зеркальное отражение того, что мы видим в себе.
КАК ДУША ОБРЕТАЕТ ТЕЛА.
Душа вступает во владение физическим, эмоциональным и ментальным телами (составляющими личность) постепенно, в течение медленного и длительного процесса. Душа входит в тело непосредственно перед рождением или фазу же после него.
Обычно между четырьмя и семью годами душа вступает в контакт с физическим мозгом ребенка. Астральным телом душа овладевает примерно в возрасте между 21 и 25 годами.
Контакт с душой обычно наступает между 35 и 42 годами. Потенциальная возможность контакта с монадой начинается после того, как душа пройдет третье посвящение. Этот процесс однако, может быть несколько ускорен.
СТАРЫЕ ДУШИ.
Все монады, или индивидуальные духовные искры, были сотворены «в начале», в один и тот же момент.
В этом смысле все монады имеют одинаковый возраст.
Термин «старая душа» обозначает то, как много жизней душа прожила в земном или материальном воплощении.
Средняя душа на Земле, со всеми ее двенадцатью личностями, или расширениями души, прожила около двух тысяч жизней. Более старые души прожили по 2500 и даже по 3000 жизней.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДУШИ.
Необусловленная любовь, самодостаточность, радость, счастье, божественное безразличие, безличность, непривязанность, свобода, безмятежность, внутреннее спокойствие, ответственность, мудрость и интуиция — таковы характеристики души.
СВЕТ ДУШИ.
Внимание Учителя привлекается к воплощенной личности сиянием того Света, который пребывает в этом индивидууме.
Когда Свет достигает определенной интенсивности, аура —определенного оттенка, а общая вибрация — особой частоты, тогда приходит Учитель.
В выборе ученика Учитель руководствуется кармой, прошлыми связями, а также лучом, на котором находится воплощенная личность.
ДУША И ИЕРАРХИЯ.
Духовная Иерархия — это в основном мир душ. По отношению к душе различаются три типа иерархических работников:
1. Души: те посвященные, которые приняли четвертое посвящениеи в ком тело души, или каузальное.тело, уже разрушено. Они являются хранителями Плана.
2. Личности под влиянием души: те ученики и посвященные первыхтрех посвящений, через которых души работают над осуществлением Плана.
3. Разумные стремящиеся: те, которые еще не находятся под влиянием души, однако признают Божественный План и стремятся помочь благополучию других людей.
РАННИЕ СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ВОПЛОЩЕННЫХ ЛИЧНОСТЕЙ.
Самое раннее состояние эволюции заключается в открытии линии связи между личностью и душой, чтобы душа могла все в большей степени самоутверждаться через эту личность.
Расширение души (личность) развивается все больше, и наконец душа получает возможность полного доминирования и контролирует личность настолько, что та уже не будет иметь отдельных от нее мыслей и воли.
Обычный земной человек практически не имеет связи с душой. Отчасти поэтому люди и творят такие ужасные дела. Они не имеют связи с душой, поэтому ими руководит личность, или негативное эго. Они отрезаны от интуиции, от совести, от воли к добру и любви, которые заключает в себе душа.
И так же как эволюция личности состоит в том, чтобы научиться выражать только душу, так эволюция души состоит в том, чтобы научиться выражать только монаду.
Неразвитое расширение души, или воплощенная личность, забывает об этой связи со своей душой и ощущает себя вполне отдельным и независимым индивидуумом.
Душа вовлечена в водоворот деятельности на своем собственном плане. Если кто-то желает привлечь к себе ее внимание, он должен показать душе, что может сделать свою личность полезной для нее.
Душа знает, что определенные этапы ее эволюции могут быть проделаны только через ее личности на Земле. Если мы посмотрим на многие из личностей здесь на Земле, то увидим и такие расширения души, чьи астральные тела наполнены негативными эмоциями, а ментальные тела интересуют только деньги, власть, удовольствия и развлечения.
Не трудно увидеть, что душа может ими не заинтересоваться, а обратит свое внимание на кого-нибудь из одиннадцати остальных ее расширений.
Душа на своем плане настолько экспансивна, что для нее невозможно полностью проявить себя только через одно из своих расширений. Подобным же образом и монада на своем плане не способна полностью проявить себя только через одну душу.
ДУХОВНАЯ ТРИАДА.
Духовная триада — это тройственный дух, через который выражает себя монада.
Тройственный дух включает в себя духовную волю, интуицию и высший разум.
Монада выражает себя через эти принципы так же, как душа выражает себя через низшую духовную триаду тройственной личности — физическое, эмоциональное и ментальное тела.
ДУША И МОНАДА.
Ученик должен научиться контролировать и тренировать свое мышление, чтобы получать сообщения из трех источников:
1. Из обычного материального мира.
2. От души, таким образом сознательно становясь учеником, тружеником в одном из ашрамов Учителя.
3. От духовной триады (духовная воля, интуиция, высший разум), которая действует как посредник между монадой и мозгом воплощенной личности на Земле.
Это происходит потому, что в третьем посвящении личность и душа сливаются, поэтому руководство теперь может исходить из духовной триады - монады.
Двойственность приходит на смену тройственности (расширение души — душа — монада), благодаря чему становится возможным более высокий уровень руководства.
АНТАХКАРАНА.
При четвертом посвящении завершается строительство антахкараны, моста, соединяющего личность, душу и монаду. После завершения строительства антахкараны каузальное тело сгорает, и душа сливается с монадой.
ДУША НА ЕЕ СОБСТВЕННОМ ПЛАНЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Душа на своем собственном плане сознательно осуществляет свои отношения с Учителем и стремится сообщить это осознание воплощенной личности. Время и пространство для души — не помеха.
На уровне души время и пространство не существуют в таком линейном смысле, как здесь, на Земле. На своем собственном плане душа имеет также взаимоотношения и с другими душами, обычно находящимися на том же луче. (Понятие луча будет подробно обсуждаться в следующей главе.)
Душа работает над формированием группы и групповым сознанием. Групповое сознание — это то, что душа особенно хочет увидеть также и на физическом плане. Это произойдет тогда, когда большинство расширений души на этом плане примут свое третье посвящение.
С точки зрения Учителя, наибольший интерес представляет способность души управлять своим инструментом — воплощенной личностью и осуществлять через него свою работу.
ПУТЬ ПРОДВИЖЕНИЯ ДУШИ.
Развитие воплощенной личности, которого она может добиться в отведенное ей время жизни, практически не имеет предела.
Оно полностью зависит от ее умения находиться в состоянии концентрации й дисциплины, быть безоговорочно преданной духовному идеалу.
Очень часто расширения души достигают большого прогресса еще и благодаря тому, чего они уже достигли в предыдущих жизнях.
Несмотря на то что такой рост может показаться некоторым сверхускоренным, даже они всего лишь готовятся к следующему периоду медленного, постепенного и усердного роста.
Эти постепенные и часто требующие огромного труда усилия являются результативным методом для всех идущих по духовному пути, независимо от уровня их духовной эволюции.
Здесь нет обходных путей. Минута за минутой, час за часом, день за днем идем мы к достижению своей цели. И очень часто самым важным здесь будет такая мелочь, как улыбка, дружеское объятие или рука, протянутая для помощи.
ДУША И УЧЕНИЧЕСТВО.
Есть три главные цели, которым ученик должен быть предан превыше всего остального:
1. Служение человечеству.
2. Сотрудничество с Планом Великих.
3. Развитие сил души и послушание душе, а не трем низшим телами негативному эго.
ДУХОВНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ВНУТРЕННЕГО ПЛАНА.
Существует четыре источника духовных впечатлений, о которых стремящийся и ученик обязательно должны знать:
1. Впечатления, идущие из собственной души ученика.
2. Впечатления, идущие из ашрама, к которому ученик прикреплен.
3. Впечатления, идущие непосредственно от Учителя.
4. Впечатления, поступающие от духовной триады и монады через антахкарану.
СУТРАТМА.
Сутратма - это серебряная нить, спускающаяся от монады и проходящая через душу в воплощенное расширение души на Земле.
Душа властвует над своей формой через посредство сутратмы, называемой также нитью жизни. Не следует путать сутратму с антахкараной.
Сутратма существует у людей с рождения. Это энергетическая линия, направленная от монады к личности, то есть сверху вниз.
Это своего рода духовный электропровод, который дает личности энергию и поддерживает жизнь в физическом, эмоциональном и ментальном телах.
Антахкарана же - это своего рода мост, который личность должна построить посредствОм медитации, учебы, духовных практик и духовной работы. Хотя личность получает в этом помощь от души, а позже - и от монады, большая часть должна быть проделана самостоятельно.
Таким образом, антахкарана направлена снизу вверх.
Монада, Душа и Личность.
В связи с тем, что в настоящее время сознания многих людей начинает "просыпаться", есть необходимость знакомить их с азами эзотеризма, а ныне экзотеризма, т.е. открытых знаний.
Так что же такое МОНАДА, ДУША и ЛИЧНОСТЬ ?
МОНАДА.
В начале непостижимый Великий Источник создал то, что в эзотерических учениях называется монадами — отдельные частички Самого Себя.
Величайшая тайна Творения заключается в том, что эти частички Великого Источника, будучи индивидуальными, в то же время не отличаются от Самого Источника, как искры не отличаются от породившего их огня, а волны — от океана.
Монада — это то, что в метафизике носит название «Я-ЕСМЬ-Присутствие», или дух. Это ядро каждого индивидуального живого существа, его Божественное «Я».
Человек рождается на Земле в конечном (а точнее, в начальном) счете потому, что его монада, или духовная искра, обладающая свободой воли, решила получить опыт бытия в более плотном мире, чем мир Великого Источника.
Силой своего сознания монада создала двенадцать душ. Можно представить себе это как пламя, выпустившее двенадцать огненных языков.
На конце каждого языка находится отдельная душа. Каждая душа — представительница создавшей ее монады, своего рода «филиал» главного учреждения. Душа —это Высшее «Я» человека, его сверхсознательный разум.
Итак, Источник создал бесконечное множество монад, или духовных искр, а затем каждая монада создала двенадцать душ для обретения опыта бытия на более плотных планах мироздания.
Но образование душ из монады — это только первый этап этого процесса.
Каждая душа, желая получить опыт жизни в еще более плотной материальной вселенной, создала по двенадцать личностей, или расширений души, которые воплотились на самом плотном плане бытия.
Каждый человек на Земле является расширением души, как каждая душа является расширением более великого сознания — монады.
А каждая монада —расширение еще более великого сознания — Бога, Источника всего мироздания.
Таким образом, у каждого человека на Земле есть «душевная семья» — одиннадцать других расширений той же души. Эти одиннадцать расширений могут быть воплощены как на Земле, так и на других планетах бесконечной Вселенной.
Некоторые из них в любой данный момент могут быть и не воплощены на физическом плане, пребывая на более тонких планах бытия.
Кроме того, каждая личность входит в «монадическую семью», в которой, как легко посчитать, 144 члена.
В земной планетарной системе действует 60 миллиардов монад. Если мы умножим это число на 144, то получим число расширений души, или личностей, участвующих в процессе эволюции на Земле.
Понятие сансары и её основной смысл
Люди всегда искали смысл своей жизни в разных делах, странствованиях, природных явлениях.
В философии этот поиск называется по-разному. Одно из понятий, раскрывающих проблемы поиска смысла жизни — сансара.
Сансара в философии — это постоянное скитание человека, длящееся бесконечно.
Сансара — определение в философии
Это направление относится к индийскому верованию. Его определение подразумевает перевоплощение человека (личности) в определенной цепочке последующих рождений.
Основой этих перерождений является карма. Звенья в цепочке постоянно изменяются, невозможно понять, где начало этого странствования. По этой причине оно без начала и конца.
Философский смысл понятия
Несколько философских школ углубленно занимались изучением проблемы сансары.
В них это явление занимало центральное место, так как определяло место человека после окончания жизни.
Многие склонялись к мнению, что сансара неподходящее место для нахождения души. Бесконечное странствование по кругу в постоянном перерождении мешает осознать истинный смысл человеческого существования.
Многие философы представляли сансару, как препятствие для понимания своего предназначения.
Сансара — ключевой момент верования в буддизме. Буддисты понимают сансару, как цикличное и просвещающее явление.
Им принадлежит мнение о том, что в периоде между перерождениями есть определенное промежуточное состояние, куда душа попадает.
Затем она перерождается, тем самым странствуя после первой смерти. Переселение души из одного предмета (живого существа) в другой происходит не хаотично, но по конкретному принципу:
Определяющую роль играет закон кармы, то есть воздаяния.
Выйти из замкнутого круга возможно только после достижения мокши — состояние осознания своего равенства с божественной душой, нирваной.
Для страдающих от сансары людей есть выход — от этого состояния можно освободиться с помощью дхармы. Человеку поручаются обязанности, продиктованные особенностями религии. Чтобы освободиться от странствования, нужно полностью выполнить все задачи.
Выйти из замкнутого круга можно также с помощью некоторых элементов йоги. К этому приводит любовь к Ишваре (богу индусов), некоторыми методами медитации, а также использую карма-йогу — правильное выполнение предписания религии, но действия в этом пути не связаны с их последствиями.
То есть человеку говорят выполнить конкретные поручения, за которые он потом ответственности не несет.
Закон сансары: основные постулаты
Индейцы внесли в свою философскую теорию перерождения элементы учения Будды — китайского верования.
В это философское направление внедрили идеи буддистов о том, что сущность людей в перерождениях не изменяется. Изменяется их мировоззрение, восприятие мира и существование, если они будут делать правильные поступки.
Когда человек делает людям подлые и плохие действия, в результате получит болезни, боль, унижение.
Если поступает по отношению к другим правильно, делает добрые дела, получает радость, умиротворение.
Основные правила закона сансары (кармического закона):
человек своими поступками определяет себе качество жизни;
от добрых и плохих дел зависит дальнейшее перерождение — механизм бхавачакра.
Этот механизм имеет 12 основных звеньев, определяющих составляющие в понимании мира.
Эти звенья имеют названия и обозначают структуру личности:
Авидья — импульсы от кармы, которым человек должен следовать для выполнения своего предназначения.
Виджаняна — у человека изменяется сознание в результате воздействия импульсов.
Намарупы — внешность или психический облик, которые формируют сознание человека.
Нама-рупа — субстанция, помогающая формировать шесть основных чувств.
Аятана — ощущение сформированных чувств. К ним относят зрение, осязание, слух, вкус и ум человека.
Спарша — научение человека в восприятии мира.
Ведана — чувства человека, возникающие в ответ на ощущения.
Тришана — желания, формирующиеся на основе уже возникших чувств.
Упадана — человек становится привязанным к чувствам, он уже зависит от мыслей.
Бхава — существование личности, появившееся на основе привязанности.
Джати — перерождение человека, возникающее на основании перечисленных этапов.
Смерть.
Закон показывает циклы, с которыми человек сталкивается, согласно этому философскому направлению. Любой поступок по сансаре, любая мысль или слово, обязательно оставят на карме свой след. Именно кармический след определяет, каким будет следующее перерождение.
Буддисты в ощущениях и мировосприятии пошли дальше — они отрицают любой след на карме для счастливого окончания жизни.
По их мнению, настоящий буддист не должен «запятнать» свою карму следами. Человеку должно быть чуждо любое желание, чувство.
При этом закон сансары обходит его, что приведет к нирване и вечному покою.
Описание колеса сансары
Древние храмы буддистов были украшены интересным цветным колесом. Это колесо сансары — символ круговорота бытия, не имеющего начала и конца.
Расшифровка символа:
В центре находится небольшой круг — это окружность с изображением коня и его трех голов. Они обозначают гнев, привязанность, неведение.
Вторая окружность побольше. Она разделена цветом: одна половина светлого тона, другая — темного. Обозначает круг карму благую (светлый тон) и не благую.
Дальше круг из 6 частей. Обозначает несколько рождений.
В центре тело человека — расположение среди живых существ.
Внешняя окружность — учение сансары. На ней изображены основные этапы жизни человека.
Яма, крепко держащий колесо сансары — бог смерти.
В верхнем углу расположен Будда — идеал человеческого существования, так как он находится в свободе.
Оборот колеса
Понятие сансары философы объяснили, но как быть со значениями колеса и его расшифровкой.
Есть выражение: «колесо сансары дает оборот». В колесе есть 8 спиц, отвечающих за каждую жизнь новом теле, в течение которой накапливается карма.
Каждая последующая жизнь копит все больше кармы. Когда карма накоплена, отработана, человек становится свободным.
Дает оборот колесо в том случае, когда карма накопилась, а человек ее отработал.
Что значит состояние бардо?
Слово «бардо» означает промежуточное состояние между жизнью и перерождением в буддизме.
Ранние философы считали, что по своему неведению человек постоянно находится в сансаре. Пока он не понял своего предназначения, не достиг просветления, он останется в состоянии бардо.
Как преодолеть колесо сансары?
Индия и Китай полны философских течений на тему перевоплощения, перерождения. Основной мыслью этих течений является избавление от кармы.
Философы выдвинули рекомендации, как избавиться от постоянно текущего замкнутого круга. Для этого нужно многое осознать и переосмыслить:
Природа — предназначение человека.
Спокойно делать доброе дело без эмоциональной привязки.
Делать то, что получается без усилий.
Находиться в уединении.
Знать меру в еде, речи, мышлении, похотях.
Не проявлять эмоций.
Видящий действия Природы, видит все.
Восьмеричный путь освобождения
Философские взгляды Индии и Китая сходятся еще в одном аспекте.
Существует «восьмеричный, то есть срединный путь освобождения». Этот путь указал
Будда, он ведет к прекращению всякого страдания. В результате его прохождения человек освобождается от страданий в сансаре.
Этот путь пролегает между самоистязанием и следованием мирским удовольствиям.
Будда сам испытал его на себе, и призывал к следованию пути и других монахов, мирян.
Он состоит из таких благ: мудрости, нравственности, духовной дисциплины.